von_buddenbrock (von_buddenbrock) wrote,
von_buddenbrock
von_buddenbrock

Category:

Рутгер Хауэр (Мартин): «Я усвоил одно - как выживать!»

19 июля этого года не стало Рутгера Хауэра, великого и отчасти недооцененного актера, создавшего лучший образ наёмника-ландскнехта в мировом кино. Да, именно так, ЛУЧШИЙ. Ни в одном известном мне западном или отечественном фильме не было такого колоритного и чертовски симпатичного «злодея», как лихой разбойник Мартин в фильме Пола Верховена «Плоть и кровь». И хотя исторических фильмов об «Эпохе наемных армий (XV-XVII вв.)» не так много, все остальные не стоят и кадра этого непревзойденного шедевра.

[Spoiler (click to open)]

Кто-то скажет, что этот фильм не имеет отношения к историческим событиям, все герои – придуманные, сюжет развивается в условном месте и в условном времени (1501 год).
Но,
разве мало мы видели «исторического» кино, в котором актеры изображают реальных людей: королей, рыцарей, солдат, которые действуют в хорошо узнаваемых событиях и войнах прошлых веков, но при этом фильмы - отстой и полное дерьмо!
Всем этим «историческим» персонажам не веришь – они либо картонные куклы, либо ведут себя как «барышни из галантного века» в мрачном Средневековье. Неудачные сценарии, нелепые диалоги, комические одежды – актеры, как не силятся, никак не могут передать «дух времени».

А Рутгеру веришь, его персонаж  Мартин – живой солдат, из «плоти и крови», конца Средних веков – начала Нового времени. Он говорит и действует так, как описывают европейских наемников источники, а не сентиментальные романы последующих времен. Он прекрасно знает свое ремесло и из всех наук «усвоил одну - как выживать».
Конечно, надо отдать должное гениальному режиссеру Полу Верховену и другим актерам, создавшим этот неповторимый «Мир ландскнехтов» на экране, - они все справились отлично, но без Хауэра этот «мир» не был бы столь ярок.


«Плоть и кровь» я первый раз увидел в начале 90-х, и с того времени он стал моим любимым историческим фильмом. Первой видеокассетой к купленному (в 1993 году) видеомагнитофону стала кассета с этим фильмом.  Как я хотел, чтобы сняли подобный боевик о наемниках у нас, например, про Ливонскую войну – материал же отличный! (хотя в свете наших последних исторических фильмов – может лучше не надо?).

В то время на видеорынок хлынуло множество различных голливудских боевиков, в которых главный герой легко побеждал своих могучих противников, которые (почему-то?) сразу признавали его первенство, подчинялись ему беспрекословно и его авторитет в отряде (банде, армии) был непререкаем. Сказка для недалеких детей. 
В «Плоти и крови» прекрасно показано, что нельзя раз и навсегда стать «авторитетом» для кого-то, тем более, для таких крутых головорезов, как ребята-наемники. Сегодня ты – вождь, а завтра тебя сбросят с пьедестала и растерзают те, кто вчера тобой восхищался.
Персонаж Хауэра весь фильм доказывает, что он может быть лидером, где – силой, где – умом и хитростью. Если бы он просто подавлял своих «друзей» физически, это было бы  смешно – что это за «солдаты удачи», которые покорно смиряются перед силой, перед своим неудачником-предводителем?

Чем хороша и интересна «Эпоха наемных армий»?
Тем, что в то время успешным военачальником мог быть только авторитетный,  способный и уверенный в себе командир, за которым шли в бой, в противном случае его армия просто разбегалась (примеров в истории достаточно). Это позднее, в эпоху «Войны в кружевах», любой баран-аристократ мог вести за собой солдат на убой и те послушно выполняли его команды.
Во времена героя Хауэра такой сценарий бы не прокатил. 

Говорят фильм в США провалился в прокате, не отбил кассу, – тупые американцы не оценили его, не поняли, или, может быть, этот фильм опередил время. Жаль, что «Плоть и кровь» привела к конфликту Хауэра и Верховена, и Верховен больше никогда не снимал с ним кино. Но в этом конфликте я на стороне Хауэра, он поступил правильно и за это я еще больше его зауважал. Ну а Верховену – бог судья (он хотел ещё больше опередить время, но оно того не стоило!)

Сейчас из более, чем 150 фильмов с Рутгером Хауэром, больше всего вспоминают «Бегущего по лезвию» – непонятно, почему. Смотрел его поздновато, лет пять назад, не в восторге. Зато другие фильмы нравятся гораздо больше: «Леди-ястреб», «Слепая ярость», «Попутчик», «Ночные ястребы», «Взять живым или мертвым», «Побег из Собибора», «Мельница и крест», «Рюйтер».
Как жаль, что он мало снимался в историческом кино: замечательный оборотень – капитан Наварр в средневековом фэнтези  «Леди-ястреб», Питер Брейгель в «Мельнице и кресте», император Фридрих I Барбаросса в одноименном фильме и адмирал Мартин Тромп в «Рюйтере».
Но самый запоминающийся герой Рутгера Хауэра – это конечно же Мартин из «Плоти и крови». 
Спасибо тебе, Рутгер за такой фильм, мы тебя не забудем!

Tags: Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments