von_buddenbrock (von_buddenbrock) wrote,
von_buddenbrock
von_buddenbrock

Categories:

Пропили ли город Вологду воеводы?


Вологодская крепость в начале XVII в.

22 сентября 1612 г., вскоре после разгрома гетмана Я. Ходкевича в битве за Москву, когда ополчение К. Минина и кн. Д.М. Пожарского продолжало осаду польского гарнизона в Кремле и Китай-городе, и казалось, главная угроза миновала, польско-литовские отряды внезапным налетом захватили Вологду и до основания разорили город.
Воеводами Вологды в то время были кн. Григорий Борисович Роща-Долгоруков и кн. Иван Никитич Меньшой Одоевский.
В грамоте вологодского архиепископа Сильвестра, ставшего свидетелем гибели города утверждалось, что крепость была захвачена из-за «воеводского нерадения» и «оплошества», ворота были открыты, караулов не было, в общем «пропили город Вологду воеводы».

А ведь ранее кн. Григорий Долгоруков прославился героической защитой Троице-Сергиевой лавры (1608-1610), осажденной польско-литовскими войсками Я. Сапеги и А. Лисовского.
И Троицу он как-то при этом не пропил…

[Spoiler (click to open)]

В сети мне попалось любопытное опровержение версии «пропития Вологды».
Вологодский историк и краевед  alex_bykov35  прямо обвиняет вологодского архиепископа Сильвестра в клевете по отношению к воеводе князю Григорию Борисовичу Роща-Долгорукову. 

https://alex-bykov35.livejournal.com/26024.html

Кратко обозначу основные аргументы автора:


  1. Григорий Борисович Роща-Долгоруков, герой и организатор успешной обороны Троице-Сергиевой Лавры от поляков в 1608-1610 гг., опытный военачальник, не мог опуститься до такого состояния.

  2. В Вологде находился очень малочисленный гарнизон, поскольку большая часть воинов отправилась в ополчение К. Минина и Д.М. Пожарского («город фактически остался без защитников»).

  3. Архиепископ Сильвестр не погиб вместе с воеводой, другими священниками и жителями города. Враги, по непонятной причине, оставили его в живых, а через четыре дня отпустили. За какие заслуги? Не было ли измены?

  4. Чтобы объяснить своё спасение архиерей написал предводителям ополчения известную грамоту, в которой умышленно оклеветал воевод, обвиняя их в пьянстве, следствием чего якобы стал захват Вологды польско-литовскими отрядами.  

  5. «Князь-герой Григорий Долгоруков так и остался оклеветанным, а  ведь он один из героев Смутного времени, верный патриот России, таким людям надо памятники ставить».


Ниже приведу текст той самой "обвинительной" грамоты архиепископа:

Отписка архиепископа Сильвестра Дмитрию Пожарскому, боярам и воеводам о разорении и опустошении города поляками и литовцами 22 сентября 1612 г.


«Великия Российския державы государства Московскаго боярам и воеводам и боярину и воеводе князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому с товарищи, богомолец ваш Сильвестр архиепископ Вологодский и архимандриты, и игумены, и протопопы, и попы, и вологодские земские посадские остальные людишки челом бьют. В нынешнем, господа (7)121 году сентября в 22 день, с понедельника на вторник, на останошном часу ночи, грех ради наших, и всего православного христианства, раззорители истынныя нашея православныя веры и Креста Христова ругатели, польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и руские воры пришли в Вологду безвестно изгоном и город Вологду взяли, и людей всяких посекли, и Церкви Божия опоругали, и город и посады выжгли до основания; а стольник и воевода Иван Одоевский ушел и ныне в Вологодском уезде, а окольничаго и воеводу Григорья Долгорукаго и дьяка Истому Карташева убили, а меня грешнаго взяли в полон, и держали у себя четыре ночи, и многажды приводили к казне, и Господь надо мною грешным смилосердовался: едва жива отпустили.  А как польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и русские воры пришли к Вологде, и грех ради наших, воеводским нерадением и оплошством от города отъезжих караулов, и сторожей на башнях, и на остроге и на городовой стене головы и сотников с стрельцами, и у снаряду пушкарей и защитников не было; а были у ворот на карауле немногие люди, - и те не слыхали как литовские люди в город вошли, а большия ворота были не замкнуты. А как, господа, польские и литовские люди, черкасы и русские воры город пожгли и людей посекли – пошли с Вологды сентября 25 числа. И ныне, господа, город Вологда – зженое место; окрепити для осады и снаряд прибрати некому; а которые вологжане жилецкие люди утеклецы в город сходиться  не смеют; а воевода Григорий Образцов с Белаозера с своим полком пришел и сел  на Вологде, но никто не слушает: друг друга грабят. И будет, господа, вам впредь для земской помочи и для приморских городов хотети укрепити город Вологду, и вам бы, господа, воеводу крепкаго прислати и дьяка. А всё, господа, делалось хмелем: пропили город Вологду воеводы».
(Публикация в «Русской старине», 1882)    



Софийский собор в Вологде (1568-1570) - свидетель событий 1612 г.
Фото 2008 г.

Tags: Смутное время
Subscribe

  • Башни и стены Борисоглеба

    Одним из самых красивых и впечатляющих мощью своих укреплений монастырей, которые я видел, является Борисоглебский монастырь. Борисоглебский…

  • Никитский монастырь и польские пушки

    Вчера вернулся из поездки в Ярославскую область. Удалось посмотреть Ростов Великий (Кремль), Борисоглебский монастырь, Переславль (включая…

  • Калуга, 650 лет истории

    В прошедшем августе Калуга отметила своё 650-летие. Сложно представить, но в далеком 1371 г. она была дальней пограничной крепостью…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments